Вы здесь

Пушистик продакшн 5 - Ересь и Ересиархи - выставка "Помпеи: тайна погребенного города"

 Эта рубрика посвящается тем, кто использует глаза и руки, но забывает про мозг.

О чём речь: http://amigooo.livejournal.com/42383.html

 

Помпеи, ох уж эти Помпеи...Ну, помните - 1 в н.э - вечеринка у вулкана? С фейерверком. Всё плавилось, так там было весело! Геркуланум, кстати, тоже неплохо время проводил. А в конце был долгий пепельный занавес. Не, не помните? Ладно, не суть важно. Важно то, что занавес так хорошо прикрыл пирушку, что от неё кой-чего и нам осталось. Само собой, итальянцы это выкопали, музеефицировали и с шутками-прибаутками привезли в Исторический музей.

Один посетитель взял в руки камеру, сделал снимки, потом взял и выложил своё художество в интернет, с комментариями. И вот что выяснилось: ОБМАНУЛИИИИИ! Обманули нас итальянцы, как школьников развели.

"Когда ходишь среди экспонатов, не покидает ощущение, что это выставка предметов века 17-го. Ну может, 16-го. Но никак не 1-го. В эпоху средневековья и то такого не было, все было более примитивным, а некоторых вещей вообще еще не существовало. Напомню, что Помпеи и Геркуланум, похороненные извержением Везувия якобы в 1-м веке, начали раскапывать только в первой половине 18-го века. А научная археология появилась здесь и того позже."

Все видели? Я не я, лошадь не моя, чего в Средневековье не могли, того и в Античности не делали. Короче взыграло во мне, историке искусства, ретивое. Решилась, понимаете, разъяснить человеку, какой он ид провести маленький ликбез.

Претензии нашего юного(?)  любителя древностей условно можно разделить на две группы: "Как они это делали?" и "Как вы это датировали, деревня?!" Что ж, как говаривал наш археолог, "напряжём наблюдения и войдём в детали".

***

Во-первых, если вы увидели в экспозиции подделку, и аргументов у вас больше, чем "это 17-й век, а не 1-й", то бегом к работникам музея - они несут ответственность за демонстрацию подделок и непроверенных экспонатов (кто заинтересовался, может прочитать об этом в Кодексе музейной этики http://icom.org.ru/get.asp?id=a7 ), во-вторых, не стоит, пожалуй, лезть в те области, с которыми вы не связаны (а именно в историю, археологию и музейное дело) и о которых не удосужились узнать хотя бы из Интернета, и, в-третьих, - разбор полётов.

  • "Кубок, серебро. Почему-то стоит дата 1-й век до н.э. Как определили, что перед катастрофой, убившей город, этим кубком пользовались целый век, не ясно."
  • Беседующие женщины. Геркуланум, 3-й век до н.э. Зарисовка обыденной социальной сценки - довольно позднее развитие живописи. К тому же здесь не просто 1-й век, а на много раньше. То есть почему-то решили, что фреска просуществовала целых три века, прежде чем ее засыпало вулканическим пеплом

Я преклоняюсь перед знаниями этого человека о методах датировки и живописи. Стилистика, ареал распространения, календарное датирование, типологическое датирование, стратиграфия, радиометрические исследования, фторные и урановые пробы, наконец (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3376/АРХЕОЛОГИЯ) - всё это, конечно же, вещи несущественные.

Также присутствуют вопросы в стиле "непонятно где это нашли, что странно" - дорогой мой человек, города ЗАСЫПАНЫ пеплом, так что "где" - понятие растяжимое, к тому же в 18 в., когда начали копать - их путали, а нумерацию улиц вообще пришлось разрабатывать самим, во второй половине 19 в. дело было (http://pompeii.ru/scavi.htm). Хотя точный адрес и фотка хозяина помпейца, безусловно, не помешали бы.

Едем дальше.

  • Ожерелье, золото и изумруды. Как, интересно, сверлились отверстия в изумрудах? На каком оборудовании? И где оно, почему нам его не показывают? Может все дело в том, что найденные инструменты и станки были просто почищены и отправлены в мастерские для дальнейшей эксплуатации, поскольку не были устаревшими? 
  • Весы, центральный фрагмент, бронза. Как делали в то время проволоку? На каких станках? 

Я боюсь говорить это вслух, но...РУКАМИ, да-да, ручками всё, ручками. Волочение проволоки знали ещё египтяне, а токарный станок придумали в 7 в. до н.э. Хорошо, не совсем ручками, получается (http://www.master-forum.ru/forum?SectionId=32&g=posts&t=914).

  • Ложки, серебро. Происхождение предметов неизвестно. Почему помпейцы ели ложками, а жители средневековой Европы руками, тоже не понятно.

Возможно, потому что жители средневековой Европы забыли достижения Античности и похерили её культуру? Вы, что, не отказались бы от ложек, водопровода и туалета со сливом во имя Господа?! А вообще помпейцы их заставили - пришли, ложки забрали и айда в Помпеи. Здесь я даже ссылаться не буду - учебники по истории Древнего Рима и по Средневековью (Кенигсбергер, смотри Кенигсбергера) можно отыскать без моей помощи.

  • Натюрморт. Мешочек с деньгами, инжир и финики. С натюрмортами есть большая проблема, поскольку в Европе они появились только в 16-17 веках.

Логика та же. Если в Европе появилось в 16-17 вв., то раньше этого нигде не было. Ничего, что римляне любили природу и боялись смерти. (ссылки предоставлю позже, здесь вопрос восприятия). Касательно изображений человека на фресках - вот фреска из Помпей (http://pics.livejournal.com/amigooo/pic/000z1ssz/), а вот Спящая Венера Пуссена (http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2009/07/15941665.html) - ищем 10 отличий. Световая моделировка, пропорции, бОльшее или мЕньшее сходство с античными статуями, ну вы меня поняли. Вообще трудно поверить, чтобы римляне, прекрасно знакомые с человеческим телом, плохо его рисовали. К европейцам в этом плане претензий может быть гораздо больше.

У меня всё. Смотрите глазами, печатайте руками, используйте мозг. ^__^

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Radio Hysteria

Ты великолепна! Надеюсь, статья появилась в комментариях Амиго?)

FMLYHM

Аватар пользователя Пушистое Зло

Не появилась, обсуждение год назад было. И меня в ЖЖ нет

Последний раз я обращался к врачу по поводу легкой простуды. Боже мой, он проглядел шизофрению!
Иржи Грошек "Лёгкий завтрак в тени Некрополя"

Все права на публикуемый текст принадлежат Комаровской А.Д. - http://www.proza.ru/avtor/pushistoezlo

Аватар пользователя Irinne

Солидарна с Radio Hysteria)

проектирование реконструкции